Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Дмитрий Морозов: Необходимо внедрить систему школьной медицины по всей стране

Внедрение четкой системы школьной медицины по всей стране позволит выстроить здоровьесберегающий учебный процесс, заявил Председатель комитета Госдумы по охране здоровья, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Морозов, выступая от фракции в ходе «политической пятиминутки» в четверг, 4 апреля. 

Новая редакция соответствующего законопроекта подготовлена и поддержана профессиональным сообществом. Документ, с одной стороны, должен закрепить обязанность государства по обеспечению сохранения здоровья детей в школе, а с другой стороны – обязать родителей предоставлять информацию педагогам о состоянии здоровья ребенка в случае, если ему необходим особый режим для учебы, отдыха и занятий спортом.

«Сегодня я бы хотел поговорить о школьной медицине. О медицине в образовательных организациях, направлении, которое еще в 2016 году поддержал Президент. В конце 19 века по инициативе выдающегося терапевта Сергея Боткина были введены должности так называемых школьных или школьных санитарных врачей. В Российской империи в 1906 году работало уже более полутора тысяч школьных врачей. Сегодня, спустя сто лет, только половина школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, а укомплектование врачебными кадрами составляет в среднем 30-40%», - констатировал Морозов.

Такое положение дел не устраивает ни законодателей, ни общество, подчеркнул он.   

«Согласитесь, уважаемые коллеги, когда мы отдаем ребенка в образовательное учреждение, то мы полагаем, что там все продумано, все спланировано, потому что речь идет о государственной системе, о государственных учреждениях, но так ли это? Сегодня система образования имеет огромные обязательства по обеспечению здоровья детей, закрепив их в своем законе. От создания условий по профилактике заболеваний до наблюдения за состоянием здоровья, проведения санитарно-гигиенических и профилактических оздоровительных мероприятий - все это невозможно без медицинского работника», - заявил Морозов.

Сегодня, продолжил он, в половине образовательных организаций нашей страны медработник находится только время от времени. «Система здравоохранения законодательно ограничилось утверждением прав несовершеннолетних и приказами о профилактических осмотрах. Да и тот поменял идеологию – с профилактики заболеваний на раннее выявление патологии. Сложилась правовая неопределенность. И жизнь свидетельствовала о проблемах: от гибели детишек на уроках физкультуры до некачественного питания, разобщения привитых и непривитых, больных и не больных, оказания медицинской помощи и первой помощи и серьезных нарушений здоровья юношей с момента окончания школы. Мы говорили об этом позавчера - здоровых не более 20%», - заявил парламентарий.

По словам Морозова, воспитание граждан и личностей – физически и психически здоровых – вот зачем нужна школьная медицина, грамотный медицинский работник в образовательных учреждениях. По сути, в статусе завуча, не ниже.

«Коллеги, наша задача - обеспечение здоровьесберегающего учебного процесса, - подчеркнул депутат. – И не надо сводить роль медика в школе к медицинской помощи, это другое».

Морозов остановился на трех позициях, на которые обратили внимание участники парламентских слушаний еще в 2016 году.

Первое. Сложилось неэффективное взаимодействие в системе родители-педагоги-врачи в понимании здоровья ребенка. «Если есть особенности его здоровья, как ему нужно заниматься, за какой партой, в каком режиме, как ему нужно есть и когда, вообще питание в школах и садиках, как приступать к занятиям физкультурой, как врачу сказать педагогу о состоянии здоровья ребенка, не разгласив информацию? Некоторые родители не предоставляли информацию о здоровье ребенка, боясь огласки. Когда это было особенно явственно? Когда не было медиков в школе, не было взаимодействия с учителями, преподавателями физкультуры и родителями», - отметил Морозов.

Второе – без медицинского работника в школе происходил разрыв между образовательной организацией и детской поликлиникой в вопросах вакцинации, профилактических осмотров, диспансеризации. Негативным изменениям подверглась система детской стоматологической помощи. Отдельной проблемой, по словам Морозова, стало медицинское обеспечение средних профессиональных образовательных учреждений.

Третья позиция: если ребенку стало плохо, случился эпилептический приступ, бронхоспазм или нарушение ритма сердца – кто имеет право оказать ему первую помощь? «Учителя, которые в соответствии со стандартами и своим законом проходят обучение? Кто имеет право дать малышу при аллергической реакции таблетку или брызнуть ингалятором, помочь ввести инсулин? Если нет медика в образовательной организации – никто. А завтра-послезавтра мы надеемся, в школу придут дефибрилляторы. Я уже не говорю о медицинском обеспечении людей с ограниченными возможностями. Нужно гармонизировать законодательство в сферах образования, здравоохранения, семьи, наверное, вокруг закона о гарантиях прав ребенка. Навести межведомственный порядок. Перегруппировать силы и штаты школьных отделения детских поликлиник, законодательно осмыслить жизнь малокомплектных сельских школ», - считает он.

В 2018 году, напомнил Морозов, была завершена работа над законопроектом о школьной медицине. Авторами законопроекта стали свыше ста депутатов. «Не найдя четкой опоры в Правительстве, я хочу это подчеркнуть, мы продолжили проработку этой темы, провели десятки круглых столов, парламентских слушаний, конгресс педиатров, многое другое, - отметил глава думского комитета. – Завершаются пять пилотных проектов в субъектах Российской Федерации. Нас поддержала столица в том, чтобы сделать пилотный проект в Юго-Западном округе. Недавно прошел круглый стол с участием 47 субъектов – это серьезный, хороший опыт. Доврачебный мониторинг с помощью системы «Армис» в Ростове-на-Дону, городские и сельские пилоты в Тамбове, автоматический учет иммунизации в Смоленске, мониторинг питания и подготовка школьного фельдшера в Якутии, межведомственные центры здоровья на Ямале. Создан стандарт специалиста. По итогам очевидно: подготовительный этап завершен, необходимо внедрение четкой структуры школьной медицины по всей стране».

«Наша задача, уважаемые коллеги, - принятие доработанного с учетом замечаний законопроекта о школьном медицине, в котором предложено дополнительно закрепить обязательства по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях, право педагогических работников оказывать первую помощь, допуск детей на занятия физкультуры с учетом состояния здоровья и обязанность родителей сообщать информацию о состоянии здоровья ребенка в том случае, если он требует особых условий для образования. Вместе с совершенствованием законодательства мы должны обеспечить парламентский контроль за созданием всей системы школьной медицины, питанием детей, профилактикой йодного дефицита и медицинского обеспечения детского летнего отдыха. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» призывает всех к совместной работе», - заключил Морозов.


главное

Сергей Неверов: Муниципальный уровень – основа государственной системы

Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Госдуме поздравил глав городов, поселков, муниципальных депутатов, работников районных и сельских администраций и всех граждан страны с Днем местного самоуправления.

Ирина Яровая внесла в ГД законопроект, освобождающий студентов от уплаты налога при оказании им матпомощи

Вице-спикер Госдумы отметила, что с просьбой о восстановлении социальной справедливости к ней обратился председатель первичной студенческой профсоюзной организации Дальневосточного госуниверситета путей сообщения.

В Госдуму внесены поправки в Трудовой кодекс, закрепляющие сокращенный рабочий день для сельских женщин

Принятие предлагаемых изменений позволит закрепить в Трудовом кодексе актуальную в настоящее время гарантию женщинам, работающим в сельской местности, придать ей силу федерального закона и исключить имеющиеся противоречия.

архив