Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Пленарные заседания Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Ольга Баталина: Социальные обязательства должны быть выполнены

Об этом сегодня, 23 июня, заявила председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, выступая на парламентских слушаниях «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы»:

- Говоря о приоритетах социальных расходов мы должны еще помнить о том, что у нас есть публичные обязательства, это обязательства, которые государство взяло перед конкретным человеком, зафиксировало федеральным законом, и это обязательства, которые должны быть выполнены, иначе мы не сможем говорить о надежности и эффективности государственных расходов в целом. В этом сила нашей государственной политики – что у нас нет федеральных законов в части социальных расходов, которые на текущий момент были бы заморожены, не исполнялись, сроки реализации, которых были бы перенесены, как это, к сожалению, есть в ряде других стран. И от этого правила мы не можем отступать.

Насколько эффективны наши расходы и насколько эффективно планирование расходов предлагаю посмотреть на примере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР). Это простая и счетная категория, потому что с одной стороны у каждого инвалида есть индивидуальный план реабилитации, в котором указаны те ТСР, которые ему необходимы, с другой стороны мы четко, счётно, персонально понимаем кто и в каком регионе должен быть такими средствами обеспечен.

Как в жизни реализуется эта политика? Есть постановление правительства от 27 декабря 2010 года № 1137, оно закрепляет методику расчета размера субвенций бюджетам регионов на обеспечение инвалидов ТСР. Если это нормативный акт правительства РФ, то я считаю, что это документ безусловный для исполнения министерством финансов тем более, что виза Минфина на нем тоже есть.

В 2011 и 2012 годах  это решение исполнялось. В 2011 году мы исполнили 94% всех заявок от инвалидов на обеспечение ТСР, а оставшиеся заявки, которые были в декабре, мы объективно исполнили  в начале года.

В 2012 году ситуация была такая же, и мы исполнили по итогам года 95,6% всех заявок. А с 2013 года ситуация начала ухудшаться. Появилось недофинансирование на 500 миллионов рублей, было в результате исполнено 93%  заявок и возникла проблема с оставшимися заявками в 2014 году, потому что в 2014 году у нас по сути ситуация в этой сфере сложилась катастрофическая.

Заявка по методике постановления правительства в 2014 году составила почти 25 миллиардов рублей, было выделено из бюджета 19,5  миллиардов рублей. Почему Минфин посчитал лишними почти 5,5 миллиардов рублей, на основании чего они были недофинансированы не известно.

Методика обратного счета, когда цели и задачи конкретных расходов начинают подгоняться обратным счетом под фактические лимиты Минфина – убьет эффективность любых бюджетных расходов, это то, что делает порочным и уничтожает планирование расходов как таковое.

В результате такого особого мнения Минфина, который на 5,5 миллиарда недофинансировал защищенные, адресные эффективные расходы, которые были определены с учетом нуждаемости, произошло следующее  – существенно выросло количество необеспеченных заявок. 170 тысяч заявок остались невыполненными – с 2013 года перешли на  2014 год. А по итогам 2014 года остались невыполненными 600 тысяч 432 заявки. 600 тысяч  заявок – это 450 тысяч инвалидов, которые не были обеспеченны ТСР.

В 2015 году уточненный объем средств рассчитанный по методике, согласованной с Минфином, составляет 29 миллиардов 410 миллионов рублей, из них на сегодняшний день выделено 20 миллиардов 420 миллионов рублей, не хватает 9 миллиардов. Переведите в сотни тысяч инвалидов, которые не будут обеспечены ТСР. Можем ли мы говорить об эффективности бюджетных расходов?

Что мы предлагаем? Во-первых, восстановить в полном объеме в бюджете средства до суммы, которая предусмотрена методикой. Для этого будет необходимо изменить целевое назначение зарезервированных в программе антикризисных мер 10 миллиардов рублей. Эти 10 миллиардов рублей предполагается направить на поддержку предприятий, которые производят ТСР. Но в современных условиях мы считаем целесообразным направить их на выполнение публичных обязательств государства перед инвалидами. Эти резервы у нас есть.

Второе – внести изменения в методику, утвержденную постановлением правительства, и предусмотреть индексацию размера субвенций на уровень прогнозной инфляции, потому что у нас сейчас размер субвенций рассчитывается  исходя из числа заявок, которые были поданы в прошлом году и средней стоимости ТСР, которая сформировалась по итогам торгов. Понятно, что эта сумма априори меньше, чем тот объем средств, который будет нужен для обеспечения даже этого же количества инвалидов техническими средствами реабилитации с учетом роста цен на ТСР.

Такое предложение Министерства труда звучало в процессе рассмотрения методики, но Минфином поддержано не было. Не нужно самих себя обманывать, нужно закладывать реальные расходы.

И третье – предусмотреть, что сумма субвенций рассчитанная по методике указывается в приложении к закону о федеральном бюджете. Я считаю, что депутаты, принимая решение о согласовании тех или иных расходов по обеспечению публичных обязательств, должны понимать какова расчетная величина, с тем, чтобы мы не опирались только на цифру, приведенную в бюджете.

И последнее. Вообще дискуссия, которая в последнее время ведется, по повышению эффективности расходов безусловно правильная, и мы сейчас выходим на формирование четкого федерального реестра всех инвалидов, региональных реестров с тем, чтобы у нас порядка в этой сфере было еще больше.

Но главное от чего мы должны воздерживаться – от экономически необоснованных предложений. Только сегодня мы прочитали в СМИ, что вчера рассматривалось предложение Минфина на совещании в правительстве РФ о том, чтобы провести индексацию социальных обязательств в 2016 году по сути  на абстрактную величину, то есть на тот уровень прогнозной инфляции, который был заложен 2 года назад.

Что такое сегодня 4,5 %? Это абстрактная экономически необоснованная величина. Такого подхода к планированию бюджетных расходов у нас быть не должно.


главное

Президиум фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» определил приоритеты на предстоящую пленарную неделю

Депутаты, в том числе, сосредоточатся на законопроектах о бюджете на 2017 год, 2018 и плановый период 2019-2020 годов.

Сергей Неверов: Необходимо установить общеобязательные правила, обеспечивающие сохранение и повышение плодородия сельхозземель

Сохранение и восстановление почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения входит в разряд серьезнейших социально-экономических и экологических проблем.

Николай Николаев: Рыбная отрасль – огромный сегмент экономики и серьезный социальный фактор

Участники парламентских слушаний «О направлениях осуществления государственной политики в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» назвали условия повышения эффективности рыбной отрасли.

архив